Культура Турции

Зa нeскoлькo тысячeлeтий нa тeрритoрии нынeшнeй Турции смeнилoсь нeскoлькo импeрий, мнoжeствo нaрoдoв oстaвили свoй нeпoвтoримый слeд. Сплeтeниe мнoгoвeкoвыx культур и трaдиций рaзныx нaрoдoв сфoрмирoвaлo нeпoвтoримый oблик сoврeмeннoй Турции. В oснoвe нынeшнeй культуры – сoxрaнeниe трaдиций и oбычaeв прeдкoв. Свидeтeли этoму – дрeвниe кaмни, прoстoявшиe нe oдну сoтню лeт, xрaнящиe пaмять o гeниaльныx мaстeрax, придaвшиx им нeпoвтoримую крaсoту.

Бeзрeлигиoзнoй культуры дрeвний мир прaктичeски нe знaл. И сoврeмeнный aрxитeктурный oблик Турции мoжнo вoспринимaть, тoлькo oсoзнaвaя влияниe нa нeгo рaзличныx рeлигий, в пeрвую oчeрeдь ислама.

Наследие греков и римлян

О верованиях дохеттского и хеттского периодов мы можем только догадываться, слишком мало от них осталось. Сохранившиеся памятники этого периода, деревянные и каменные скульптуры, хранятся в хеттском музее в Анкаре.

Эллинистический и римский периоды, оставили более яркий след. Раскопки древних городов ведутся по всей стране, во многих городах есть археологические музеи, самые крупные в Стамбуле и Анкаре содержат коллекции произведений этих периодов истории.

В самых крупных открытых для посещения городах – Эфесе, Лаодикее, Афродисиасе, Иерополисе сохранились остатки древних языческих храмов, театры, бани, стадионы. На территории Эфеса находятся остатки одного из 8 чудес света – храма Артемиды, когда-то сожженного Геростратом, а потом восстановленного и, в конце концов, заброшенного и разрушенного землетрясением. Для строительства крепости св. Петра в Бодруме, древнем Галикарнасе, были использованы камни из другого чуда света – гробницы царя Мавсола, от которой получили название нынешние мавзолеи.

Памятники христианского периода

Христианство появилось на территории Турции в I веке. Здесь в Антиохии (Антакья) последователи Иисуса Христа впервые стали называться христианами. Уроженцем Тарса (Тарсуса) был апостол Павел, проповедовавший в Листре, и Дервии, Иконии (г. Конья), Эфесе. Здесь находились 7 церквей, которым были адресованы послания Апокалипсиса. Кроме упоминавшегося уже Эфеса, в их числе Смирна (руины возле Измира), Пергам (руины возле Бергама), Фиатира (руины на территории г. Акхисар), Сардис (руины возле Салихлы, Измир), Филадельфия (Алашехир, 105 км восточнее Измира), Лаодикия (руины восточнее г. Денизли).

В IV веке, когда возникает Византийская империя и христианство получает официальный статус, начинается расцвет архитектуры и религиозной живописи. Храмы этого периода расположены повсюду. Часть из них после прихода мусульман была разрушена или превращена в мечети, но вплоть до 1912 года, когда был произведен обмен населением с Грецией, многие из них были действующими. Сейчас, к сожалению, в более или менее приличном состоянии сохранилось менее 200, и те медленно разрушаются. Действующие храмы можно пересчитать по пальцам, расположены они, в основном, в Стамбуле.

Наиболее значительным памятником византийского периода является расположенный в Стамбуле храм святой Софии, Премудрости Божией, более 1000 лет выше него были только египетские пирамиды. После захвата османами Константинополя в 1453 году в нем располагалась мечеть, а с 1935 года — музей. Фрески и мозаики храма частично сохранились благодаря тому, что по распоряжению одного из султанов их закрыли деревянными щитами.

Церковь Сергия и Вакха, построенная в VI веке, на 10 лет раньше храма святой Софии, в 1506 году ее превратили в мечеть, а мозаики и фрески закрасили. В XVIII веке к ней пристроили минарет. Сейчас, не смотря на предпринимаемые усилия по сохранению, она медленно разрушается.

Церковь св. Ирины, построенная в IV веке, находится на территории музейного комплекса Топкапы. Посвящена она, кстати, не святой Ирине, а святому миру. В 381 году здесь проходил II Вселенский собор. Нынешнее здание относится к VI веку. Поскольку как мечеть церковь не использовалась, в ней сохранился атриум — просторное высокое помещение при входе. Сейчас храм используется как концертный зал.

Уникальный комплекс христианских пещерных храмов находится в Каппадокии. Всего их не менее 500. Самые значительные являются частью Гёреме — пещерного города, существующего с I тысячелетия до н.э. В Темной и Яблочной церквях находятся самые древние и хорошо сохранившиеся фрески, а лучше всего сохранились церковь св. Варвары и Токалы Килисе (Церковь с пряжкой). В некоторых храмах можно увидеть уникальные символические росписи времен иконоборчества. Кроме церквей сохранились расположенные на 8 уходящих вглубь этажах (это только раскопанные, всего, говорят, их до 20) жилые комнаты, школы, помещения для животных, склады для запасов. Система вентиляции такова, что на нижних этажах чувствуется приток свежего воздуха сверху.

Под знаком полумесяца

Ислам на территорию Анатолии, так называется азиатская часть Турции, принесли предки современных турок – сельджуки в 11 веке. До средины 19 века он был государственной религией и культура сельджукского (12-13 века), и османского периодов (14-19 века) сформирована под его непосредственным влиянием.

Сельджуки были кочевниками, опыт строительства они привезли из Ирана, переняв элегантность, простоту и гармонию всего здания. Отличительной чертой строений этого периода являются гладкие стены и великолепно декорированные входы-порталы. Художественный эффект создает игра света и тени на каменных узорах наружных стен и использования изразцов на внутренних. Основные цвета на плитках зеленый и темно-синий. В этом стиле выстроены, в частности, многие здания в Конье, дворец, медресе и мечети, крепость и караван-сарай, медресе в Эрзуруме и другие. В качестве декоративных элементов используются – растительный и геометрический орнамент, розетки, пальметты, а также надписи, резьба по дереву, и даже живопись.

Архитектура османского периода делится на два периода: до и после захвата Константинополя (1453 г.) До этой даты продолжается развитие сельджукского стиля с сохранением геометрически правильных, простых форм. Центром строительства становятся города Бурса (мечети Улу-Джами, 14 век, и Йешиль-Джами, построенная в 1423 году) и Изник.

После взятия Константинополя образцом для подражания стал знаменитый храм святой Софии. Но османские архитекторы не слепо копируют византийский шедевр, а переосмысливают его, в итоге возникают мечети Шех-Заде, Сулеймание в Стамбуле и мечеть Селимие в Эдирне, построенные выдающимся архитектором Синаном. К этому же периоду относится одна из красивейших мечетей древней столицы — Султанахмет, или Голубая мечеть, расположенная напротив храма святой Софии.

Шедевром гражданской архитектуры этого периода является дворец Топкапы, резиденция турецких султанов. В течение 400 лет он был главным дворцом империи. Помимо внутренних покоев и гарема в комплексе располагались канцелярия, казна, диван – высший законодательный, исполнительный и совещательный орган, школа Эндерун, где готовились управленческие кадры османской империи. Сейчас здесь располагается богатейший музей. Доступная для обозрения коллекция в 65000 предметов составляет всего 1/10 часть его собрания.

Современная архитектура

Политика разделения государства и религии, приводимая правительством Турции после установления Республики в 1923 году, сыграла злую шутку в отношении культуры. Резко усилившееся влияние западной светской архитектуры прервало преемство архитектурных стилей. Плавные линии, купола, колонны, росписи, уникальный изразцовый декор ушли в прошлое. Главными чертами новых зданий становятся простота и функциональность. На смену культовым зданиям и дворцам приходят офисы и правительственные здания, не имеющие собственного лица. Впрочем, это не только в Турции.

На заметку туристам

Посещение архитектурных памятников входит в программу всех экскурсий. И если правила посещения музеев и христианских храмов известны большинству, то на посещении мечетей надо остановиться подробнее.

Культовое здание ислама можно узнать по находящемуся рядом с ним минарету – башне, с которой муэдзин пять раз в день в определенные часы призывает мусульман к молитве. Мечети открыты всегда, входить в них разрешается всем. Их можно осмотреть, можно фотографировать как внутри, так и снаружи. Заходить в мечеть лучше, когда молитвы нет. То есть в течение 20 минут после призыва муэдзина с минарета возле мечети в нее лучше не заходить, просто потому, что можно помешать молящимся. По этой же причине лучше не посещать мечеть в пятницу, по крайней мере, в первой половине дня.

Необходимо соблюдать правила относительно одежды. Шорты и майки допускаются только для мальчиков до 12 лет. На женщинах не должно быть облегающей одежды, обязательно должны быть закрыты руки, плечи и зона декольте. На голове обязателен платок. Брюки допускаются. В некоторых мечетях могут в случае необходимости выдать мужчинам халат, женщинам платок.

При входе надо омыть руки, ноги и лицо в бассейне, расположенном во дворе. Обувь при входе снимают, ее можно оставить при входе или взять с собой внутрь в пакете. Пол мечети всегда устлан коврами, так что о чистоте можно не беспокоиться. Внутри нельзя шуметь и громко разговаривать. Если внутри кто-то молится, то впереди него проходить нельзя. Жертвовать можно по желанию, или положив деньги в кружку, или отдав служителю, который должен выдать чек.

Несколько слов в заключение

Это далеко не все, что можно рассказать о культуре Турции. Даже каждый из упомянутых объектов заслуживает отдельного рассказа. Но даже то немногое, что удалось затронуть, приоткроет завесу тайны и поможет расшифровать дивные переплетения линий истории этой древней и молодой страны.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.